Положение о наставничестве

«Согласовано»
Педагогическим советом
МБОУ СОШ№ 13
от 27.03.2024 протокол № 4

Положение
о наставничестве

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о наставничестве в (далее - положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение
постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об
утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
1.2. Целевая модель наставничества муниципальное бюджетное образовательное
учреждение Ленинаванская средняя общеобразовательная школа №13 (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель
наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы
(Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех
каждого ребенка" национального проекта "Образование".
1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных
отношений в деятельности наставничества.

2. Основные понятия и термины
2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через
организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся
в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной
деятельностью и позицией участников.
2.3.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
2.4.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
2.5.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный
опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата,
готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.

2.6.
Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам,
который отвечает за организацию программы наставничества.
2.7.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов).
3. Цели и задачи наставничества

3.1
. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения
и
профессиональной
ориентации
всех обучающихся,
педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования
и молодых специалистов.
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
• разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
• разработка и реализация программ наставничества;
• реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль
за деятельностью наставников, принимающих участие в программе
наставничества;
• инфраструктурное
и
материально-техническое
обеспечение
реализации программ наставничества;
• осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
• проведение внутреннего
мониторинга
реализации и
эффективности
программ наставничества в школе;
• формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
• обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.

4. Организационные основы наставничества
4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора
школы.
4.2 Руководство
деятельностью
наставничества
осуществляет
куратор,
заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе.
4.3 Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается
приказом директора школы.

Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
Наставляемыми могут быть педагоги:
Молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными
программами,
цифровыми
навыками,
ИКТ компетенциями и т.д.
4.6 Наставниками могут быть:
• обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
• педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
• родители обучающихся - активные участники родительских советов;
• выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
• сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
• успешные предприниматели
или
общественные
деятели,
которые чувствуют потребность передать свой опыт;
• ветераны педагогического труда.
4.7 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.8 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.9 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей
(законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.10 Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.11 Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора школы.
4.12 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.

4.4
•
•
•
•
•
•
4.5
•
•
•
•

5. Реализация целевой модели наставничества.

5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества
рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик - ученик»,

«Учитель - учитель», «Учитель - ученик» и т.д.).
5.2 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи - планировании.

6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
7. Обязанности наставника:

• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № 13, определяющих права и
обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
• Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
• Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения
и открытого диалога.
• Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает
с ним долгосрочную перспективу и будущее.
• Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывает на риски и противоречия.
• Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
• Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивирует, подталкивает и ободряет его.
• Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного
и
профессионального кругозора
• Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника:
• Вносить
на рассмотрение администрации
школы
предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
• Защищать профессиональную честь и достоинство.
• Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
• Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ
Школы наставничества.

• Получать психологическое сопровождение.
• Участвовать в школьных, региональных
наставничества.

и

всероссийских

конкурсах

9. Обязанности наставляемого:
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым план наставничества.

10.Права наставляемого:

• Вносить на рассмотрение администрации школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
• Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
• Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
• Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

• Мероприятия по популяризации роли наставника.
• Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
• Награждение школьными грамотами "Лучший наставник".
• Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
• Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.

12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:

Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном образовательном
учреждении Ленинаванская средняя общеобразовательная школа №13.
Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».