«Согласовано» Педагогическим советом МБОУ СОШ№ 13 от 27.03.2024 протокол № 4 Положение о наставничестве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве в (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Целевая модель наставничества муниципальное бюджетное образовательное учреждение Ленинаванская средняя общеобразовательная школа №13 (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". 1.3. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 2. Основные понятия и термины 2.1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. 2.2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2.3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. 2.4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 2.6. Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов). 3. Цели и задачи наставничества 3.1 . Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов. 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: • разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; • разработка и реализация программ наставничества; • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1 Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 4.2 Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе. 4.3 Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. Наставляемыми могут быть педагоги: Молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.6 Наставниками могут быть: • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; • родители обучающихся - активные участники родительских советов; • выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; • сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; • успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; • ветераны педагогического труда. 4.7 База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.8 Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.9 Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.10 Формирование наставнических пар/групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.11 Формирование наставнических пар/групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.12 С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 4.4 • • • • • • 4.5 • • • • 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1 Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик - ученик», «Учитель - учитель», «Учитель - ученик» и т.д.). 5.2 Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1 Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 7. Обязанности наставника: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № 13, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым план наставничества. • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника: • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Защищать профессиональную честь и достоинство. • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества. • Получать психологическое сопровождение. • Участвовать в школьных, региональных наставничества. и всероссийских конкурсах 9. Обязанности наставляемого: • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым план наставничества. 10.Права наставляемого: • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. • Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. • Мероприятия по популяризации роли наставника. • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник". • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 12. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: Положение о наставничестве в муниципальном бюджетном образовательном учреждении Ленинаванская средняя общеобразовательная школа №13. Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества.